Неисправности лентопротяжного механизма. Для проверки исправности лентопротяжного механизма необходимо зарядить его магнитной лентой, не имеющей механических дефектов, включить магнитофон и проверить движение ленты в режимах записи, воспроизведения, перемотки влево и вправо, а также при переходе из положения Стоп в эти режимы и наоборот. Если магнитофон многоскоростной, то проверку на функционирование надо производить при каждой скорости ленты. При этом следует обратить внимание на: качество намотки ленты на катушки; плавность торможения ленты при остановке; образование петель; как лента проходит по рабочим поверхностям головки, по направляющим колонкам; натяжение и прилегание ленты к головкам. Проверка на функционирование позволяет ориентировочно определить место неисправности в магнитофоне.
Причинами нарущения нормальной работы механизма могут быть: неисправность двигателя; неисправность передачи на ведущий узел; сильное торможение со стороны подающего узла из-за неисправности тормозов; плохой прижим ленты к ведущему валу; неисправность узла обрези-ненного прижимного ролика и т. д. Перечисленные дефекты специфичны для каждого типа магнитофона. Ниже рассматриваются причины неисправности лентопротяжного механизма общего характера.
Для выявления дефектов необходимо выключить магнитофон и приступить к внешнему осмотру. Осмотр начинают с проверки крепления деталей и узлов, отсутствия люфтов и заеданий. Прокручивая рукой все вращающиеся детали, предварительно определяют их работоспособность. Маховик ведущего вала должен вращаться легко, без заеданий. Биение ведущего вала — не более 0,02 мм. Оси приемного и подающего узлов должны быть перпендикулярны панели лентопротяжного механизма. Радиальное и торцевое биение— не более 0,1 мм, При внешнем осмотре следует также обратить внимание на чистоту резиновых ободов и поверхности прижимного ролика.
Часто встречающаяся неисправность лентопротяжного механизма — отклонение скорости движения ленты в режимах записи и воспроизведения. Причинами этого могут быть: недостаточное натяжение приводного пассика ведущего вала (нужно отрегулировать натяжение пассика); недостаточное усилие прижима обрезиненного ролика к ведущему валу (следует заменить пружину); нарушение свободного вращения ведущего вала (нужно разобрать ведущий узел и произвести чистку и смазку); прижимной ролик, с трудом проворачивается на оси (следует произвести смазку оси ролика); попадание масла на прижимной ролик или ведущий вал (надо протереть ролики вал спиртом).
Изменение скорости движения ленты приводит к увеличению коэффициента детонации. Иногда детонация усиливается, когда на подающем подкатушнике остается мало ленты. В этом случае следует снять катушку с лентой и, включив магнитофон на режим воспроизведения, повращать рукой подающий подкатушник , не нажимая на него. Если он вращается туго, необходимо отрегулировать тормоз. При тугом вращении подающего подкатушника и отжатой тормозной колодки следует произвести разборку, чистку и смазку подающего узла. После этого проверить работу подающего узла.
При недостаточном усилии прижима магнитной ленты к ведущему валу происходит проскальзывание ленты. В режиме записи и воспроизведения прижимной ролик должен с ощутимым усилием останавливаться от руки, при этом ведущий вал продолжает вращаться. Проскальзывание ленты может наблюдаться после длительной эксплуатации магнитофона. Если подмотка ленты приемным узлом в режимах записи и воспроизведения недостаточно плотная (рыхлая), то причиной может быть заклинивание подшипника промежуточного ролика или шкива приемного узла. Это возможно также при недостаточном сцеплении эластичной части промежуточного ролика и шкива подмотки. Для устранения этих дефектов необходимо смазать рабочие поверхности фетрового вкладыша и капронового диска приемного узла тампоном, смоченным в спирте.
При отсутствии перемоток влево или вправо необходимо проверить пассик перемотки и, если нужно, заменить новым. Замедление движения ленты при ускоренных перемотках (в конце рулона) может возникать из-за зажатия фрикционной муфты: подкатушников . Для устранения этой неисправности нужно отрегулировать осевые люфты запорными шайбами. Образование петель магнитной ленты при пуске и остановке лентопротяжного механизма вызывается нарушением работы тормозного механизма, износом деталей тормоза, а также попаданием масла на рабочие поверхности боковых узлов и резиновой тормозной колодки, В последнем случае необходимо протереть рабочие поверхности боковых узлов и тормозных колодок спиртовым тампоном.
Все ремонтные работы по лентопротяжному механизму должны заканчиваться проверкой скорости движения: магнитной ленты, коэффициента детонации и времени перемотки. Только после этого можно переходить к устранению неисправности в электрической части аппарата.